Семинар «Инструменты и способы продвижения в китайских коммуникационных сетях «Вичат» и «Вэйбо» для творческих вузов, музеев, библиотек и театров России» 25.04.2023

 

14 апреля 2023 года в Российской государственной библиотеке состоялся первый семинар из цикла «Инструменты и способы продвижения в китайских коммуникационных сетях «Вичат» и «Вэйбо» для творческих вузов, музеев, библиотек и театров России», организованный Российским домом международного научно-технического сотрудничества (РД МНТС) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Гостей мероприятия, проводившегося как очно, так и в онлайн-формате, приветствовали Юрий Михайлович Бабонов, руководитель направления «Китай» РД МНТС, и Алина Андреевна Иващенко, начальник отдела международного культурного сотрудничества Департамента музеев и внешних связей Минкультуры РФ.

Алина Андреевна поблагодарила партнеров, РД МНТС как инициатора встречи и РГБ как соорганизатора, а также подчеркнула важность продвижения сотрудничества с Китайской Народной Республикой в сфере культуры, основанного на грамотном позиционировании деятельности российских организаций в цифровой среде.

Тему правильного представления информации о российской культуре на международном уровне затронул в своем приветственном слове и Юрий Михайлович. Выступающий выразил уверенность, что через культуру можно будет перейти к сотрудничеству и в образовании, науке, к деловому взаимодействию по всем отраслям – особенно в свете наличия активного интереса со стороны Китая.

Факт наличия интереса граждан КНР к российскому образованию, науке и культуре подчеркнула и ведущая семинара, Мария Юрьевна Ульянова, заместитель руководителя направления «Китай» РД МНТС, кандидат филологических наук, китаист, более десяти лет выступающая экспертом в области гуманитарного сотрудничества России и Китая. Помимо интереса, Мария Юрьевна засвидетельствовала и недостаток верифицированной информации о культурных составляющих жизни нашей страны в цифровом пространстве. Жители КНР нуждаются в сведениях об университетах культуры, музыкальных учреждениях, музеях и театрах, а также о возможностях доступа к ресурсам библиотек. Однако из-за крайней ограниченности доступа простых граждан КНР к сайтам на доменах .com и .cn, на просторах местного интернета появляются недобросовестные распространители информации, которые не только получают прибыль на российских брендах (de facto не представленных в Китае), но и наносят ущерб имиджу российских организаций.

Одним из путей выхода из создавшейся ситуации Мария Юрьевна видит продвижение услуг российских учреждений сферы культуры в китайском цифровом пространстве посредством создания официальных аккаунтов наших организаций на платформах WeChat (Вичат, 微信) и Weibo (Вэйбо, 微博).

Нужно отметить, что в отличие от России, где информатизация только набирает обороты, Китай уже вошел в стадию информационного общества. Согласно статистике, около 6 часов китайцы проводят в интернете ежедневно. Об этом говорят данные интернет-платформ социальных медиа и видеохостингов, обороты сферы торговли (76% пользователей покупают онлайн; 35% всех розничных продаж в Китае — это онлайн-продажи), а также цифры рынка онлайн-образования (который вырос на 50%).

Принимая во внимание специфику китайского менталитета, ставку в данном случае необходимо делать на позиционирование компании на авторитетной платформе. Вичат (WeChat) – это китайское универсальное приложение, сочетающее в себе сервис для обмена сообщениями, социальную сеть, платежную систему, платформу для шоппинга. Китайцы доверяют информации Wechat. Аудитория Вичат – это 360 млн человек ежедневно, сегодня приложение установлено у 94% обладателей телефонов в КНР. 

Weibo, в отличие от Вичат, это система для Китая читающего, интеллектуального. Более 800 млн человек читают Вэйбо ежедневно. Это своеобразный микроблог с функциями мессенджера. Частое размещение коротких статей позволит быстро обратить на себя внимание пользователей интернета КНР, рассказать о своей деятельности и услугах максимально широкому кругу пользователей.

В завершении своей речи Мария Юрьевна с сожалением отметила, что на момент выступления только одна организация сферы культуры – Российская академия музыки имени Гнесиных – представлена в китайском цифровом пространстве. Выступающая призвала всех собравшихся обратить внимание на новое пространство для развития российских учреждений культуры и сделать первый шаг в сторону расширения общения на Восток. При этом Российский дом международного научно-технического сотрудничества обещал предоставить всю необходимую поддержку, начиная с консультаций и заканчивая услугами переводчиков на китайский.

Актуальность темы была подчеркнута последовавшими вопросами, как общими, так и детально касающимися организационных моментов, в связи с чем были анонсированы последующие семинары, где будут наглядно, с презентацией материалов, продемонстрированы те аспекты, которые технически невозможно было организовать в материалах первого, установочного заседания.

Видеозапись семинара доступна здесь.

Следующие мероприятия будут анонсированы на официальном сайте РГБ в разделе «Афиша».