Ощущение времени. Архитектура Москвы в диссертационных исследованиях 30.01.2013
Основная цель экспозиции – продемонстрировать уникальность диссертационного фонда национальной библиотеки, ведь многие работы, по словам организаторов выставки, утрачены в вузах и остались в единственном экземпляре в РГБ. 
В рамках отобранной коллекции были представлены 34 работы из двух, трех и четырех томов. Самое объемное исследование – диссертация Новикова И.И. «Казанский вокзал в ансамбле Комсомольской площади г. Москвы», написанная под руководством профессора Б.Л. Михайлова – выполнено в шести томах.
Отобранные для выставки работы поражали разнообразием своих тем. Это диссертации, посвященные изучению дворцовых ансамблей Москвы: «Городская усадьба «Высокие горы» Даниляка А.В., «Кусково как историко-культурный комплекс 18 века» Делюхиной В.С., «Развитие дворцовых ансамблей Москвы в первой половине 18 века (Лефортово)» Евангуловой О.С., «Ансамбль Царицино и романтическое направление в русской архитектуре конца 17 века» Шемшуриной Е.
В некоторых диссертациях раскрываются отдельные направления в архитектуре Москвы: романтическая тема в московской архитектуре конца 18-го – начала 19-го века, готическая тема в архитектуре столицы конца 19-го – начала 20-го века, московское каменное зодчество рубежа 16-17 веков. Так, в диссертации Баталова А.А. «Московское каменное зодчество рубежа 16-17 вв. Роль заказчика в сложении архитектурной формы» уделяется большое внимание роли заказчика в сложении зодческой формы.
Неподдельный интерес с точки зрения сравнения старых фотографий, планировок узнаваемых улиц Москвы с их современным видом вызывают исследования, посвященные планировке и застройке набережных и центральной части города. В этом отношении любопытно взглянуть на материалы работы диссертации Соколовой Т.И. «Принципы исследования исторической застройки (на примере улицы Герцена в Москве)». Автор в ней ставит перед собой цель определить общие принципы градостроительного целого – улицы Герцена (ныне – Большая Никитская) в пределах бульварного кольца и рассматривает их на шести хронологических этапах. Реконструкция пространственно-планировочной структуры улицы основана на топографических и иконографических материалах и их сопоставлении со сведениями Писцовых книг и других письменных архивных документов.
Ценной для любого из москвичей и гостей столицы, пользующихся общественным транспортом, была информация о том, как развивался архитектурный образ столичного метрополитена. Путь развития художественных образов в подземке проследила в своем диссертационном исследовании Тоскунова М.И. Она обобщила все приемы и средства, с помощью которых яркое идейное содержание архитектуры метро формируется в узнаваемые образы. В качестве приложений во втором томе издания представлены таблицы с перечнем станций метрополитена с указанием их авторов: архитекторов, скульпторов, художников.  В нем же дается краткая техническая характеристика станций.
Выполненная в 1954 году диссертация Федорова Ю.Д. «Архитектурная организация автодорожных въездов в Москву» интересна своим «предсказанием». Уже в то время автор беспокоился о том, что через десять лет столицу может ждать серьезная проблема с перегрузкой движения автотранспорта. Он писал, что «дальнейшее развитие городов, рост культурных запросов и материального благосостояния советского народа и, особенно, бурный рост автопарка – обещают серьезное увеличение движения в городах».
Были среди представленных на выставке диссертаций и исследующие колористику, ландшафт и интерьер в архитектуре всего города. К ним относились работы «Архитектура деревянных жилых домов Москвы первой половины 19 века», «Архитектурный анализ интерьера гражданских сооружений конца 18 века в Москве (на примере дома Демидова)», «Колористика исторической Москвы 18-го – начала 20-го веков», «Архитектурно-ландшафтная организация туристических маршрутов на примере города Москвы».
С каждой работой на выставке можно было подробно ознакомиться – в зале организовали рабочее место, за которым можно было полистать страницы исследований, почитать, приближенно рассмотреть иллюстрации.
Богатство архитектурной мысли, городских образов, особенностей выставочных зданий, вокзалов и жилых домов столицы – все это выражено в уникальном материале диссертаций, позволившим всем посетителям выставки, знакомым с Москвой современной, взглянуть на прошлые облики столицы и ощутить дыхание времени.